СОГЛАСОВАНО:
Начальник МОУО
– Управления образованием
ТГО
___________ С.Г. Рожина
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МКДОУ детский сад № 11
Протокол № 3
«___» ____________ 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий
МКДОУ детский сад № 11
___________ Е.Д. Макарова
Приказ № _____
От «___»__________ 2024 г.
«___» _____________2024г.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей
на 2025 - 2030 гг.
г. Тавда
2025 год
2
СОДЕРЖАНИЕ
I. Паспорт Программы развития
3
II. Информационная справка
8
2.2. Краткая историческая справка
8
2.3. Материально-техническая база ДОУ
10
2.3. Структура образовательного учреждения
14
2.4. Социальный статус семей
15
2.5. Взаимодействие с социумом
16
2.6. Кадры
17
2.7. Проблемный анализ деятельности ДОУ и потенциальных возможностей
Перехода на современную модель дошкольного образования
19
2.8. Определение возможных путей решения проблем
30
III. Основные направления стратегических изменений ДОУ, цель и задачи
Программы развития
32
IV. Основные меры правового регулирования, направленные на достижение
цели и решение задач Программы развития
33
V. Прогнозируемый результат Программы развития ДОУ
34
VI. Механизм управленческого сопровождения реализации Программы
развития
35
VII. План программных мероприятий
42
3
I.
Наименование
Программы
Документы,
послужившие
основанием
для
разработки
программы
развития
Сведения о
разработчиках
Назначение
программы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Программа развития Муниципального казенного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 11 общеразвивающего
вида с приоритетным осуществлением деятельности по
физическому развитию детей на 2025 – 2030 гг.
- Конституция РФ
- Федеральный Закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях ребенка в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от
31.03.2022 № 678-р.
- Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (п. 4.4
паспорта национального проекта «Образование», утв.
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №
16).
- Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО).
- Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным
программам
дошкольного
образования,
утвержденный приказом МинПросвещения от 31.07.2020 № 373.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»
- СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения. Отдыха и оздоровления
детей и молодежи (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28)
- Устав МКДОУ детский сад № 11
- Заведующий МКДОУ детский сад № 11 Макарова Е.Д.
- Рабочая инициативная группа МКДОУ детский сад № 11 (приказ
№ 126 от 27.12.2023г.)
Программа развития предназначена для определения модели и
перспективных направлений развития МКДОУ детский сад № 11 и
отражает тенденции изменений, главные направления обновления
содержания
образовательной
деятельности,
управление
дошкольным учреждением на основе инновационных процессов и
современных требований.
4
Статус программы
Нормативный
документ
образовательной
организации,
осуществляющей деятельность в режиме развития и принявшей за
основу программно-целевую идеологию развития.
Стратегический план осуществления основных актуальных и
перспективных нововведений в образовательной организации,
прогнозируемых образовательных потребностей социального
заказа.
Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях
реализации новой государственной образовательной политики, в
условиях реализации ФГОС дошкольного образования основными
ориентирами которой являются:
- создание условий для сохранения, укрепления здоровья
воспитанников;
-
понимание зависимости изменения качества человеческого
ресурса от изменения качества образования;
-
становление
открытой,
гибкой
и
доступной
системы образования.
Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад
детей, отрицательно сказывается на получении ими
качественного образования.
Недостаточная готовность и включенность родителей в
управление качеством образования детей через общественно государственные формы управления.
Необходимость интенсификации педагогического труда,
повышение его качества и результативности педагогов к
применению современных образовательных технологий.
Необходимость создания
сферы
дополнительных
-
Проблема
-
-
образовательных услуг.
Создание в детском саду системы интегративного образования,
реализующего право каждого ребенка на качественное и
доступное образование, обеспечивающее равные стартовые
возможности для полноценного физического и психического
развития детей, как основы их успешного обучения в детском
саду.
- Повышение качества образования и воспитания в ДОУ через
внедрение современных педагогических технологий, в том числе
информационно-коммуникационных.
Повышение качества и модернизация образовательных и
коррекционных
услуг,
укрепление
имиджа
учреждения,
направленного на образование и развитие детей современного
поколения.
-
Основная цель
Программы
развития
5
Комплексные
задачи программы
развития
Обеспечение качества воспитания и образования в ДОУ в условиях
выполнения требований ФГОС дошкольного образования:
- Модернизация предметно-пространственной среды материальнотехнической базы организации, цифровизация образовательной
деятельности для повышения результативности деятельности и
внедрения новых образовательных технологий.
- Привлечение дополнительного финансирования для повышения
конкурентоспособности детского сада на рынке образовательных
услуг, укрепления имиджа учреждения.
- Повышение уровня безопасности, в том числе усиление
антитеррористической защищенности организации, а также
совершенствование системы охраны труда.
- Обеспечение эффективного, результативного функционирования
и постоянного роста профессиональной компетентности
стабильного коллектива в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
- Совершенствование условий для полноценного сотрудничества с
социальными партнерами для разностороннего развития детей.
- Создание
центров
предоставления
дополнительных
образовательных услуг консультационного и коррекционного
характера.
- Создание
центров
предоставления
дополнительных
образовательных услуг консультационного и коррекционного
характера.
- Создание открытой и доступной системы дополнительного
образования обеспечение его разнообразия и доступности с учётом
потребностей и возможностей детей.
- Обогащение
системы
здоровьесберегающей
и
здоровьеформирующей деятельности организации, с учетом
индивидуальных
особенностей
воспитания
на
основе
использования научных, современных технологий.
- Совершенствование системы взаимодействия с семьями
воспитанников, содействовать повышению роли родителей в
образовании ребенка дошкольного возраста.
Основные
направления
развития
организации
1. Модернизация развивающей предметно-пространственной среды
и развитие качественной и доступной образовательной и
творческой среды.
2. Систематизация образовательной деятельности в соответствии с
ФООП ДО.
3. Повышение эффективности системы дополнительного
образования,
расширение
спектра
дополнительных
образовательных услуг для детей и их родителей
4. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в
организации.
5. Совершенствование системы охраны труда.
6. Усиление антитеррористической защищенности организации.
6
Первый этап (2024 – 2025 учебный год) – аналитикопроектировочный:
- Создание организационной основы для программы развития:
изучение и анализ результатов переходного этапа реализации
Федерального Закона «Об образовании в Российской
Федерации» (N 273-ФЗ) и концепции ФГОС дошкольного
образования с целью определения основных направлений
обновления образовательной системы МКДОУ детский сад № 11
- Подготовка нормативной документации, разработка направлений
приведения
образовательной
системы
образовательной
организации в соответствие с ФЗ № 273-ФЗ и определение
системы мониторинга реализации настоящей Программы.
- Поиск путей финансовых решений, источников дополнительного
финансирования.
- Утверждение перечня программ дополнительного образования и
дополнительных образовательных услуг.
Второй этап (2025 - 2029 учебные годы) – реализующий:
- Разработка системы мониторинга реализации настоящей
Программы;
- Реализация
основных
мероприятий,
предусмотренных
программой развития;
- Непосредственная работа по модернизации материальнотехнической стороны, внедрение и работа над образовательными
проектами, выход на региональный и федеральный уровень
взаимодействия и координации проектов.
- Реализация образовательных и воспитательных проектов.
- Научно-методическое и
нормативно-правовое
сопровождение реализации Программы развития;
- Осуществление системы
мониторинга реализации
Программы, текущий анализ промежуточных результатов.
Третий этап (2030 год) – аналитико- обобщающий:
- Итоговая
диагностика
реализации основных
программных мероприятий, определение результативности
Программы развития;
- Обобщение позитивного опыта осуществления программных
мероприятий;
- Определение перспектив, целей, задач и направлений стратегии
дальнейшего развития МКДОУ детский сад № 11.
Бюджетные средства
Внебюджетные средства
Сроки
и
этапы реализации
программы
Источник
финансирования
Программы
развития
Целевые
индикаторы
показатели
успешности
и
Сформированность представлений, отношения и стратегий
здоровьесберегающего поведения у выпускников ДОУ.
Удовлетворенность 70% и более участников образовательных
отношений качеством предоставляемых образовательных услуг.
7
реализации
программы
Прирост
финансирования
организации
за
счет
дополнительных платных образовательных услуг, побед в
грантовых конкурсах, участия в программах по предоставлению
субсидий (не менее 25%).
Повышение квалификации и переподготовки педагогов по
вопросу перехода к
инновационному
качеству
педагогического процесса, соответствующего требованиям ФГОС
дошкольного образования.
Показатели состояния здоровья детей.
Показатели психоэмоционального благополучия.
Показатели уровня физической подготовленности.
Уровень усвоения образовательной программы.
Уровень сформированности представлений, отношения и
стратегий здоровьесохранного поведения.
Повышение квалификации и компетентности педагогов по
вопросам сохранения, укрепления и формирования здоровья детей.
Уровень готовности выпускников ДОУ к обучению в школе.
Степень удовлетворённости родителей деятельностью ДОУ.
В системе управления:
- в МКДОУ детский сад № 11 будет действовать обновленная
система управления, разработанная с учетом современного
законодательства и тенденций развития управленческой науки;
- будет сформирован положительный имидж МКДОУ детский
сад № 11;
- обновлённая информационная среда МКДОУ детский сад
№11
будет
выступать
системообразующим фактором
эффективности управления.
В системе профессионального и личностного развития
педагогического коллектива:
- не менее 50 % педагогов будет работать по
инновационным образовательным технологиям;
- не менее 25 % педагогов будут иметь опыт предъявления
собственного опыта на профессиональных мероприятиях
(на
семинарах,
научно-практических
конференциях,
профессиональных
конкурсах,
в методических, психолого-педагогических изданиях, в том
числе электронных и т.д.).
В организации образовательного процесса:
- 100 % дошкольников будут получать образование с
использованием
информационно
коммуникационных
технологий;
- 100 % обучающихся будут включены в исследовательскую
и проектную деятельность; - улучшение состояния физического,
психического и социального здоровья воспитанников детского
сада; Модернизация образовательного процесса:
- 100 % охват обучающихся современным образованием на
основе передовых педагогических технологий и программ развития.
8
Ожидаемые
результаты
реализации
программы
- 100% охват обучающихся системой дополнительного
образования в соответствии с их интересами и запросами.
- В обновлении инфраструктуры:
- инфраструктура и организация образовательного процесса
МКДОУ детский сад № 11 будет максимально возможно
соответствовать
требованиям Федерального Закона
«Об
образовании в Российской Федерации», СанПиНов и другим
нормативно-правовым актам, регламентирующим организацию
образовательного процесса: - все учебные кабинеты детского
сада будут максимально возможно оснащены в соответствии с
требованиями ФГОС ДО;
- все рабочие места воспитателей и специалистов будут
оснащены автоматизированными рабочими местами;
- все групповые помещения будут максимально возможно
оснащены в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного
образования.
- В расширении партнерских отношений:
- не менее 50 % родителей (законных представителей) будет
включено в различные формы активного взаимодействия с
образовательным учреждением (через участие в решении
текущих проблем, участие в
- общесадовских мероприятиях и т.д.);
- не менее 10 партнеров социума (учреждений, организаций,
физических лиц) будет участниками реализации образовательных
и дополнительных общеразвивающих программ МКДОУ детский
сад № 11.
- Результативность программы определяется:
- с позиции обучающихся – создание оптимальных условий
для обучения, воспитания, развития каждого ребенка в соответствии
с их индивидуальными задатками, способностями, склонностями,
образовательными
- потребностями;
- с позиции родителей - удовлетворение социального
- заказа,
ожиданий
родителей
по
организации
и
результативности на всех образовательных уровнях образования;
- с позиции общества – формирование социально- значимых
жизненных
ценностей,
личностных,
- профессиональных компетентностей;
- с позиции педагогики – создание целостной системы
непрерывного образования, обеспечивающего каждому участнику
образовательного процесса условия для саморазвития и
самореализации.
• Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке
образовательных услуг, обеспечены равные стартовые
возможности дошкольников
• Оптимизировано
функционирование
действующей
экономической модели учреждения за счёт повышения
эффективности использования бюджетных и внебюджетных
9
•
•
•
Контроль
реализации
программы
развития
средств (рост доли спонсорских и благотворительных
поступлений в общем объёме финансовых поступлений).
Улучшение материально-технической базы.
Расширен спектр дополнительных образовательных услуг для
детей и родителей, а так же направления инновационной и
коррекционной деятельности.
Создана современная комфортная развивающая предметнопространственная среда и обучающее пространство в
соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Реализуются инновационные технологии: информатизирован
процесс образования (используются коллекции Цифровых
образовательных ресурсов (ЦОР) в процессе обучения и
воспитания дошкольников, повышена профессиональная
компетентность работников детского сада); участие коллектива
учреждения в разработке и реализации проектов разного уровня.
Мониторинг эффективности реализации программы развития.
Отчетная дата – май каждого года.
Аналитический отчет о результатах реализации программы
развития по итогам ежегодного мониторинга. Ответственные –
заведующий и старший воспитатель МКДОУ детский сад № 11.
Корректировку программы развития осуществляет
заведующий МКДОУ детский сад № 11.
II. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
2.1. Сведения об организации.
Полное наименование: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
физическому развитию детей (далее – МКДОУ детский сад № 11)
Лицензия на право ведения образовательной № 15123 от 10.02.2012г.
Организационно-правовая форма – казенное учреждение.
Тип: дошкольное образовательное учреждение.
Вид: детский сад общеразвивающего вида.
Юридический адрес/ Фактический адрес: 623950, Свердловская область, город Тавда, ул.9-е
Января, 58
e-mail: d-garden11@mail.ru .
Адрес сайта: http://mkdou11.caduk.ru/ .
Устав образовательного учреждения в новой редакции от декабря 2024 года.
Учредитель детского сада: Муниципальный орган управления образованием – Управление
образованием Тавдинского муниципального округа.
Местонахождение Учредителя: 623950, г. Тавда, ул. Ленина,78А.
10
Управляющая система – заведующий
воспитатель Козлова Светлана Николаевна.
Макарова Екатерина Дмитриевна, старший
МКДОУ детский сад № 11 основан в 1972 году осуществляет свою деятельность в соответствии
с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства
Просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 г. Москва «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»,
Уставом МКДОУ детский сад №11.
МКДОУ детский сад № 11 - 2-х этажное здание, отвечает всем санитарным правилам и
нормам. В детском саду центральное отопление и канализация, холодное водоснабжение,
горячее осуществляется при помощи электроводонагревателей. Детский сад расположен в
центре города, в экологически чистом микрорайоне с развитой инфраструктурой. Рядом с
детским садом находятся социально значимые объекты: Детская школа искусств, Центр
творческого развития и гуманитарного образования «Гармония», МАДОУ «Детский сад № 2»,
центральная городская детская библиотека, МКОУ средняя общеобразовательная школа № 1,
МКОУ средняя общеобразовательная школа № 9. Территория огорожена и хорошо озеленена
различными породами деревьев, многолетних цветов. На территории расположены 6
прогулочных участков, участок для занятий физической культурой. Участки оснащены
стационарным игровым оборудованием, верандами, отделены друг от друга зелеными
насаждениями. На территории имеется хозяйственная зона, клумбы и цветники.
Проектная мощность учреждения 132 места, в ДОО функционирует 6 групп: 5 групп
общеразвивающей направленности, 1 группа комбинированной направленности.
ДОО работает в режиме пятидневной рабочей недели с 10,5 – часовым пребыванием
детей, исключая праздничные и выходные дни.
Основные характеристики образовательного учреждения Назначение образовательного
учреждения:
•
разностороннее развитие и воспитание ребенка с учетом региональных особенностей и
условий дошкольного учреждения;
•
удовлетворение потребностей семьи и общества в уходе за детьми, сохранение и
укрепление их здоровья;
•
обеспечение непрерывности системы образования, в котором ДОУ является первой
ступенью;
•
реализация основной общеобразовательной программы ДОУ по всем направлениям:
физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественноэстетическое развитие.
За последние 5 лет:
С 2016 – по текущее время – реализуется проект Центр Игровой Поддержки Ребенка (ЦИПР)
для детей, готовящихся пойти в ДОУ.
2019 – 2022 гг. – реализован проект муниципальной инновационной площадки «Использование
современных фитнес-технологий для укрепления здоровья и совершенствования физических
навыков дошкольников (игровой стретчинг, ритмопластика, пилатес)»,
2022 год – оборудован и открыт кабинет логопеда и психолога.
2023 год – запущен долгосрочный инновационный проект технической направленности
«ИНЖЕНЕРиК»
2023 год – присвоен статус Муниципальной инновационной площадки «Спортивнопатриотическое воспитание, как условие совершенствования системы физического и
патриотического воспитания подрастающего поколения».
11
2023 год – создан детско – родительский клуб «КАдетки и родители»
2024 год – присвоен статус сетевой инновационной площадки Всероссийского экологотуристического образовательного проекта «Природа России».
Режим работы, организация питания
МКДОУ детский сад № 11 работает в режиме 10,5 часов при пятидневной рабочей неделе.
Время пребывания детей в ДОУ с 7.30 ч. до 18.00 ч. Все дети обеспечиваются трехразовым
питанием в соответствии с 10-ти дневным меню.
Обеспечение безопасности
1.
В детском саду разработан паспорт безопасности (антитеррористической
защищенности), согласован с начальником МОУО-Управления образованием.
2.
Имеется Декларация пожарной безопасности, зарегистрированная ОГПН по
Тавдинскому городскому округу.
3.
В детском саду установлена «тревожная сигнализация», автоматическая установка
пожарной сигнализации, охранная сигнализация, видеонаблюдение наружное и внутреннее, все
входные двери закрываются на электронные замки (входные ворота на территорию детского
сада на данный момент не оборудованы электронным замком).
4.
В ДОУ ведутся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности и ПДД
5.
Педагоги ДОУ проводят с детьми мероприятия по ОБЖ.
Вывод: социальные условия микрорайона способствуют успешной социализации
воспитанников ДОУ. Педагоги имеют возможность знакомить дошкольников с социальной
действительностью, не покидая пределов микрорайона. Вся работа по обеспечению
безопасности участников образовательного процесса четко планируются, прописываются
планы мероприятий на календарный год по пожарной безопасности, гражданской обороне и
предупреждению чрезвычайных ситуаций. Издаются приказы, работает комиссия по охране
труда. Все предписания контролирующих органов своевременно исполняются.
2.2. Материально – техническая база ДОУ
Площадь территорий детского сада огорожена и хорошо озеленена различными
кустарниками. На территории расположены 7 прогулочных участков и спортивная площадка.
Участки оснащены стационарным игровым оборудованием, отделены друг от друга зелеными
насаждениями. На территориях имеются хозяйственная зона. В летнее время года разбиваются
клумбы и цветники. В зимний период строятся снежные постройки.
Состояние материально-технической базы ДОУ соответствует требованиям СанПин,
современному уровню образования и санитарным нормам. Все базисные компоненты
развивающей предметной среды детства включают оптимальные условия для полноценного
физического, художественно-эстетического, познавательного, речевого и социальнокоммуникативного развития детей.
Оснащенность кабинетов
№
Помещения для
организации обр.
процесса
ноутбук – 1 шт , ламинатор – 1, принтер черно-белый – 1,
Методический
кабинет
1.
принтер цветной – 1, стол – 4 шт, тумбочка – 1 шт, шкафы
– 3 шт., стулья – 11 шт. магнитная доска (настенная),
12
- развивающие и дидактические игры, диски, кассеты,
картины – иллюстрации, конструктор ЛЕГО: базовый
набор LEGO Education «Планета STEAM» - 2шт., Набор
LEGO «Построй свою историю», Набор LEGO «Простые
механизмы» - 2 шт., электронный конструктор «Эврики» 4 шт., конструктор LEGO wedo 2.0 - 2 шт, комплект –
«Путешествие утки Руси» - 1 шт.
Для занятий по ПДД:
световозвращающие жилеты – 20 шт.
Пособия используемые как наглядность в ходе
тематических бесед, а также для моделирования игровых
ситуаций.
– комплект дорожных знаков – 1 шт.,
- наборы плакатов – «Дорожная азбука, «Дорожные
знаки», «Дорога на зеленый свет», «Безопасность на
дороге», «Правила дорожной безопасности», «Дорожные
знаки» комплект из 4шт.;
- наглядно-дидактическое пособие
пешехода»;
«Азбука юного
- дидактические карточки «Безопасность на дороге»;
- демонстрационный и раздаточный материал «Знаки на
дорогах», «Дети и дорога»;
- обучающие игры «Азбука
пешехода»,
«Азбука
безопасности», «Большая прогулка»;
- домино «Дорожные знаки», лото «Дорожные знаки»;
- настольные игры «Час пик», «Светофор», «Улица»,
«STOP», «Детям знать положено – правила дорожные»; набор магнитов для магнитно-маркерной доски.
2
Музыкальный зал и
костюмерные
Технические средства - светофор интерактивный
напольный – 1 шт., учебный стенд двухсторонний
«Город» - 1шт., двусторонний дорожный знак на стойке –
5 шт., напольное полотно «Зебра»- 1шт.
Электронное фортепиано – 1шт., цифровое фортепиано –
1 шт., ширма для кукольных театров – 2 шт., детские
стульчики – 25 шт., стулья – 20 шт, шар зеркальный
+световая пушка – 1шт., полка навесная - 1шт., детские
музыкальные инструменты, театральные костюмы и
атрибуты
Технические средства – акустические колонки – 2шт.,
микшерный пульт (+ комплект кабелей) – 1 шт, активные
трехполосные звуковые колонки – 2 шт., радио –
микрофоны – 2 шт., проектор + экран – 1шт.
13
3
Кабинет
учителя-
логопеда и педагога психолога
Основные средства – стол письменный – 2шт., стул – 2шт.,
стол детский – 3 шт., стульчик детский – 5 шт., зеркало
настольное – 1 шт., мольберт – 1шт., стол «песок-вода» - 1
шт., стеллаж для пособий – 3 шт., коврограф «Ларчик» – 1
шт., инфракрасный настенный нагреватель – 1 шт.
Технические средства – Логопедический развивающий
комплекс "Антошка" (навесной) – 1шт.
Материалы для коррекции мимики, речевого дыхания,
артикуляционной моторики и звукопроизношения,
слоговой структуры слова: картотеки для проведения
артикуляционной
гимнастики;
кубики
для
артикуляционной гимнастики; логопедическая рукавица;
артикуляция звуков в графическом изображении; пособия
для развития речевого дыхания (вертушки, мыльные
пузыри, «воздушный футбол»), Пособия для развития
мелкой моторики: шнуровки, обводки, лыжи, массажные
шарики Су-Джок, карандаши для самомассажа, щетки для
массажа подушечек пальцев, кинетический песок, бусы,
резиночки, счетные палочки, звонок, нетрадиционный
материал – кедровые орехи, сосновые шишки, каштаны.
Картинный материал на автоматизацию всех групп звуков;
дидактические
игры
на
автоматизацию
и
дифференциацию всех групп звуков; игры для коррекции
слоговой структуры слова, «Артикуляционная гимнастика
в картинках и стишках». Комплект карточек для развития
артикуляции (Мерсибо). Планшет ЛОГИКО Малыш,
Комплекты карточек ЛОГИКО Малыш: «Поймай звук»,
«Поймай слог», «От звука к слову», «От слога к слову»,
«Глаголы», «Прилагательные».
Материал для развития фонематического слуха и
формирования фонематического восприятия
(дифференциации фонем): настольные игры на
дифференциацию звуков, игры на определения места
звука в слове.
Материалы для развития высших психических функций:
логопедические пазлы и разрезные картинки, азбука
развития эмоций ребенка, набор развивающих карточек
«Рисуй, стирай и снова играй!», мозаика, развивающая
игра «Доски Сегена», кубики Никитина «Сложи узор»,
«Графические задачи для детей». Задания на развитие
графических способностей, развивающие пособия В.В.
Воскобовича
Материалы для продуктивной деятельности: цветная
бумага, цветные карандаши, гуашь простая и
14
перламутровая, пальчиковые краски, кисточки для
рисования, клей, пластилин, мелки цветные, коврик для
рисования водным маркером, ящик настольный для игры
с песком – 1шт., песок различный (кварцевый
терапевтический, кинетический, живой, цветной),
расходный материал для работы с цветным песком
(шаблоны), миниатюрные игрушки, настольный театр,
камешки, формочки для песка, фигуры животных,
4
Наглядно – дидактические пособия «Мир в картинках»:
домашние животные, ягоды лет, насекомые, деревья и
листья, бытовая техника, инструменты домашнего
мастера, посуда.
Тестовые задания для проверки знаний «Готов ли ты к
школе?»: внимание, окружающий мир, память.
Игры
на
развитие
познавательных
процессов:
познавательная игра – лото Логика 4-7 года жизни, игра на
развитие логического мышления «Найди дом», планшет
логико малыш и карточки по психологии (соответствия,
цвет в игрушках, на земле и под землёй, лабиринты),
логическая игра – дорожки без кошки 4+, сравнение
предметов, анализ и обобщение – третий лишний 4+,
внимание, наблюдательность, описание сюжетов – куча
мала 4+, формирование логического мышления –
логическое геометрическое 5+, домино 2шт.,азбука
развития эмоций ребенка.
Дидактические куклы и игрушки.
Согласно
программным задачам. Каждая группа
подбирает мебель по своим потребностям и согласно
структуре помещений. Во всех группах имеются
телевизоры.
Групповые
Предметно-развивающая среда в ДОУ создается в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО.
Постоянно модернизируется согласно потребностям и возможностям детей и родителей,
соответствует всем требованиям безопасности. Групповые оснащены игровым оборудованием
согласно требованиям программы.
2.3. Структура образовательного учреждения
В детском саду функционирует 6 групп, из них:
№
Группа
Количество
групп
Возраст
Количество
детей
1
1 младшая группа
1
с 2-х до 3-х лет
13
2
2 младшая группа
1
с 3-х до 4-х лет
15
15
3
средняя группа
1
с 4-х до 5-ти лет
22
4
старшая группа «А»
(комбинированная)
старшая группа «Б»
1
С 5-ти до 6-ти лет
14
1
С 5-ти до 6-ти лет
22
1
с 6-ти до 7-ми лет
19
5
подготовительная
группа
6
Итого:
6 групп
104
2.4. Социальный статус семей воспитанников:
Полная
семья
Неполная
семья
Многодетная
семья
Образование родителей
Высшее
77,7%
22,3%
37%
Среднее
специальное
19%
62%
Среднее
13%
Не
полное
среднее
0%
Возрастной ценз родителей
20-30 лет
30-40 лет
40 и более
36%
52%
12%
Потребности учредителя и семей воспитанников.
Качественная систематическая работа с приоритетным осуществлением социальноличностного развития дошкольников, поддержанием и укреплением их физического и
психического здоровья.
Обеспечение непрерывности образования, воспитания и развития ребенка раннего и
дошкольного возраста.
Подготовка воспитанников к обучению в школе.
Формирование ценностей здорового образа жизни через внедрение элементов
здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в образовательный процесс.
Интеллектуально-творческое, художественно-эстетическое и социально - личностное
развитие
ребенка
в
условиях
субъект-субъектного
развивающего
взаимодействия взрослого и ребенка.
С целью создания единого образовательного пространства развития ребенка в семье и
ДОУ разработана технология работы с родителями, которая включает в себя:
1.
Адаптационный период: занятия в ЦИПР (Центр игровой поддержки ребенка),
знакомство с ДОУ (договор, экскурсия, знакомство с программой).
16
2.
Выявление потребностей, интересов и возможностей семьи. Разработка системы
мероприятий и подбор дифференцированных форм работы.
3.
Реализация общих мероприятий: детско-родительский клуб «КАдетки и
родители», совместные праздники, квесты, родительские собрания, обустройство участков и
помещений детского сада.
4.
Дифференцированная работа с семьями с учетом проблемного поля семьи:
посещение ребенка на дому, почтовый ящик «Разговоры о детках», буклеты с оперативной
информацией, консультации, беседы.
2.5. Взаимодействие с социумом
Программа развития ДОУ предусматривает задачу по развитию личностного потенциала
ребенка в условиях взаимодействия ДОУ, семьи, школы и внешнего социума. Коллектив
детского сада взаимодействует с учреждениями здравоохранения, образования и культуры, с
целью улучшения и обогащения содержания педагогического процесса. Организовано
социальное взаимодействие с образовательными и не образовательными учреждениями:
- Учреждения МАУ «Управление культуры, молодежной политики и спорта»
- Детско-юношеская спортивная школа
- Центральная городская детская библиотека
- Центр творческого развития и гуманитарного образования «Гармония»
-Тавдинская детская школа искусств
- Духовно-просветительский центр «Древо познания»
- ОГИБДД МО МВД России «Тавдинский»
- Тавдинский лесхоз ГУ
- Городской парк культуры и отдыха
- Тавдинский музей леса
- Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей
- МКОУ СОШ № 1
- МКОУ СОШ № 9
- МАОУ СОШ №2
Окружающая социальная среда содействует развитию познавательной деятельности
дошкольников в конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей, удовлетворяет
интеллект, эмоциональные, эстетические запросы, потребности в физическом развитии и дает
возможность приобщать детей к русской культуре.
Концептуальные идеи, заложенные в программе развития, требуют от педагогического
коллектива высокого уровня профессионального мастерства, в связи с этим в ДОУ проводится
систематическая работа по повышению профессиональной компетентности, освоению новых
технологий, методик.
2.6. КАДРЫ:
Образовательный процесс осуществляют 15 педагогов
Профессиональный уровень педагогов:
Высшее образование
Среднее специальное педагогическое образование
17
4 чел. (27%)
11 чел.(73%)
По квалификационным категориям
Общее
Высшая
Первая
количество
квалификацио квалификацио
педагогов
нная
нная
категория
категория
5 чел
8 чел (53%)
15 чел
Соответствие
занимаемой
должности
Не
аттестованы
-
2 чел (13%)
(33%)
По стажу педагогической работы
1-3 года
3-5 лет
5-10 лет
10-15 лет
15-20 лет
20 и более лет
4 (26%)
1 (6%)
3 (20%)
1 (6%)
2 (6%)
4 (26%)
Средний возраст педагогов – 40 лет. А это значит, что в коллективе самым благоприятным
образом сочетается молодой энтузиазм, уверенность зрелости и мудрость опытных педагогов.
Команда единомышленников, педагоги в содружестве с родительской общественностью и
социальными партнёрами решают задачи реализации проекта модернизации образования в
МКДОУ детский сад № 11 в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Совет педагогов наряду с другими вопросами определяет стратегию развития ДОУ как
инновационного образовательного учреждения.
Администрация ДОУ регулярно направляет педагогов на курсы повышения квалификации,
а также повышает свой профессиональный уровень в высших учебных заведениях области и
курсах повышения квалификации и переподготовки. В детском саду разработан план
повышения квалификации педагогических кадров, который ежегодно реализуется.
Динамика социально-психологического климата в коллективе за последние годы
неоднородна. В связи с приходом новых сотрудников продолжается фиксироваться процесс
становления и самоутверждения. Объединяющим фактором является не только уровень
профессионализма, но и личностные качества сотрудников, умение общаться, снимать
психологическую нагрузку. Педагоги-стажисты готовы делиться своим опытом и оказывать
поддержку «новичкам». В ДОУ создано полноценное развивающее пространство и система
комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка:
-
насыщенное и безопасное развитие и существование детей;
-
взаимодействие взрослого и ребенка в образовательном пространстве;
-
приоритет развивающих и воспитательных задач.
Все это свидетельствует о положительной работе администрации, направленной на
личностно-профессиональный рост всего коллектива.
18
Таким образом, выявленные в ходе анализа воспитательно-образовательного процесса
сильные стороны свидетельствуют о:
-
мобильности коллектива и администрации ДОУ, стремлении к самообразованию, к
овладению современными образовательными технологиями;
грамотной организации образовательного процесса, способствующего успешной
социализации детей и закладыванию у них основ общечеловеческих знаний;
укрепляется положительный имидж образовательного учреждения.
2.7. Проблемный анализ деятельности ДОУ и потенциальных возможностей перехода на
современную модель дошкольного образования
Характеристика достижений организации.
1. Прогноз тенденций изменения социального заказа, социальной среды, ресурсных
возможностей.
Необходимость разработки Программы развития определяется действием как внешних,
так и внутренних факторов.
Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для
общего образования новые ориентиры в образовательных и воспитательных целях ДОУ. Эта
стратегия модернизации задает новые требования. В первую очередь, главным результатом
образования должна стать его соответствие целям опережающего развития. Дети должны быть
вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе
которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать
собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы
и осознавать возможности.
Для достижения указанных результатов выдвигаются следующие приоритетные
взаимосвязанные задачи:
•
обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей
каждому ребенку дошкольного возраста с учетом потребностей и возможностей социума;
•
достижение нового современного качества дошкольного образования;
•
повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление
их государственной и общественной поддержки;
•
развитие образования как открытой государственно-общественной системы и
повышения роли всех участников образовательного процесса - дошкольника, педагога,
родителя, образовательного учреждения.
•
создание системы поддержки талантливых детей.
Смена парадигмы образования от традиционной к личностно - ориентированной, переход
образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты требуют от
ДОУ совершенствования, изменения; от каждого педагога - быть профессионалом, знающим
свою работу
и легко ориентирующимся в инновациях, психологических процессах,
владеющего современными технологиями.
Вместе с тем, в стандартах определены требования к установлению норм и положений,
обязательных при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования условиям, которые учитывают:
•
программы дошкольного образования;
•
развитие новых форм и механизмов осуществление экспертизы образовательной
деятельности (мониторинг).
19
Таким образом, современная образовательная политика федерального и регионального
уровней дает понимание требований к условиям жизнедеятельности в образовательном
учреждении, и определяет компоненты конечного результата как компетенции выпускника ОУ.
Одной из составляющей консолидированного заказа является социальный заказ
микросоциума.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Социальный заказ
Требования к компетенциям выпускника
Требования к «условиям в
ДОУ
образовательном учреждение»
Готовность к выбору
• Здоровьесбережение всех участников
образовательного процесса
Современное системное и проектное
мышление
• Преемственность
• Открытость ДОУ
Коммуникативные компетенции
Толерантность
• Участие общественности в системе оценки
качества образования
Развитие индивидуальности
• Непрерывное повышение
Мобильность и готовность обучаться в
профессионального уровня сотрудников
течение всей жизни
• Инновационность
Правовая культура
• Система поддержки талантливых детей.
Гражданская позиция
• Программа дошкольного образования по
Ответственное отношение к здоровью
дополнительному образованию.
Эмоционально-комфортное состояние
• Адаптированная программа для детей
дошкольного возраста с ОВЗ.
В целом проведенные исследования показали высокий уровень педагогической
компетентности родителей, многие из них владеют достаточными психолого - педагогическими
знаниями. Это означает, что требования таких родителей очень высоки, они ждут от ДОУ
компетентной и адекватной информационно-консультативной помощи.
Однако есть родители, которые не смогли четко сформулировать свои требования и
ожидания к детскому саду. Это значит, что уровень информированности данных родителей о
жизнедеятельности ДОУ и его возможностях не позволяет им воспринимать нас, как
квалифицированных консультантов и помощников при решении проблем воспитания ребенка.
Исходя из этого - одной из задач детского сада является повышение информированности и
заинтересованности родителей в образовательном процессе в ДОУ.
Итак, образовательная политика государства и социальный заказ семьи выдвигают к
образовательному учреждению современные требования, которые предполагают системные
изменения в содержании образования, управлении, кадровом ресурсе, внешних связях.
Образовательная политика и социальный заказ дают основания для анализа
жизнедеятельности детского сада, выявления его сильных и слабых сторон
3. Анализ деятельности ДОУ
Деятельность ДОУ в режиме развития — целенаправленный, закономерный,
непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние,
характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и
использованием постоянно расширяющегося потенциала развития.
Анализ деятельности ДОУ за период 2019-2024 гг. строится на базовой структуре ДОУ:
20
•
•
•
использование новых форм работы с детьми, направленных на реализацию индивидуального
подхода;
привлечение в ДОУ других специалистов – учителей, хореографов, работников искусства,
библиографов и др.
проведение специальных мероприятий по
созданию
положительного
психологического климата в коллективе.
4. Анализ результатов образовательного процесса Физическое развитие
За последнее время произошло значительное ухудшение состояния здоровья детей разных
возрастных групп. На этапе дошкольного образования отмечается наиболее выраженный рост
частоты доклинических форм нарушения здоровья, хронических заболеваний, нарушений
физического развития и т. д.
Нами было изучено и проанализировано состояние здоровья детей ДОУ.
Все дети наблюдались в течение учебного года, как и в предыдущий год тоже,
медицинской сестрой. Все дети ДОУ один раз в год проходят углубленный медицинский
осмотр с привлечением специалистов узкого профиля. Все случаи острой заболеваемости по
обращаемости и справкам из территориальных поликлиник и стационаров также
регистрируются медсестрой. В конце каждого года эти сведения обобщаются, анализируются и
подаются в детскую городскую поликлинику.
Зарегистрировано случаев заболевания за отчетный 2019-2020 год
2019 год
2020 год
Всего
единиц
В том
числе у
детей в
возрасте
от 3 до 7
Всего
единиц
В том
числе у
детей в
возрасте
от 3 до 7
514
319
338
331
В том числе: Бактериальная
дизентерия
-
-
-
-
Энтериты, колиты и гастроэнтериты,
вызванные установленными, не
установленными и неточно
обозначенными возбудителями
-
-
-
-
Скарлатина
-
-
-
-
Ангина (острый тонзиллит)
4
4
5
4
Грипп и острые инфекции верхних
дыхательных путей
443
265
334
283
Пневмония
10
9
1
1
Наименование болезни
Всего
21
Несчастные случаи, отравления,
травмы
Другие заболевания
-
-
1
1
53
38
47
42
Анализируя заболеваемость, видим, что в 2019 году рост был намного выше, чем в 2020 году.
Это объясняется слаженной работой педагогического коллектива по здоровьюсбережению и
внедрению новых здоровьесберегающих технологий, что послужило снижению заболеваемости
в ДОУ и укреплению иммунитета детей.
5. Организация полноценного сбалансированного питания
В детском саду функционирует пищеблок. Оснащение пищеблока полностью
соответствует требованиям СанПин. На пищеблоке 4 раза в год меняется фильтрация и 1 раз в
год ультрафиолетовая лампа для очищения воды.
Питание детей в ДОУ осуществляется согласно разработанному 10-дневному меню.
Персонал пищеблока аттестован, прошел санитарно-гигиеническое обучение. Для родителей
с целью ознакомления с основами рационального питания был организован семинар «Разговор
о правильном питании», участие в котором приняли родители из всех возрастных групп и
оформлены уголки в каждой группе детского сада с информацией о питании.
№
п/п
6. Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми
Направления и мероприятия
Возрастная группа
Продолжительнос
ть, мин.
1. Организация двигательного режима в ДОУ
1
Утренняя гимнастика
все
7-10
2
Физкультурные занятия
все
15-30
3
Двигательная разминка
все
3-5
4
п/игры, физические упражнения на
прогулке и самостоятельная двигательная
все
Не менее 3 ч
деятельность детей
5
Физкультурный праздник
все
20-40
6
Походы, экскурсии
средние, старшие,
подготовительные
60-120
7
Индивидуальная работа по развитию
движений
все
12-15
2. Оздоровительная работа с детьми
22
1
Закаливающие мероприятия:
Все
35
-проветривание помещений
Все
по СанПиН
-воздушные ванны
Все
5-15
-гимнастика после сна
Все
7-15
-обширное умывание
Все
5-10
-сон без маек
Все
1,5-2 ч
Все
3-7
Все, кроме яслей
3-7
Все
5-10
Все
1-2
-прием и уход детей на улице (во все
времена года)
-оздоровительный бег
-ходьба босиком
-массажные дорожки
-полоскание горла
2.
Все
-дыхательная гимнастика
Детско-родительский клуб «КАдетки и
родители»
3. Коррекционная работа
Упражнения на формирование
1
правильной осанки
Дети с 5 до 7 лет
40 мин. 2 раза в
месяц
все
3-5
4. Создание условий для формирования навыков ЗОЖ
Формирование навыков личной гигиены
Все
1
-
2
Формирование навыков культуры питания
Все
-
3
Формирование навыков по
Все
-
безопасности и охране здоровья
Особое внимание уделяется в детском саду созданию здоровье сберегающей среды.
Целенаправленная физкультурно-оздоровительная работа позволила нам достичь
положительных результатов в снижении уровня заболеваемости дошкольников.
Деятельность
оздоровительно-образовательного характера
систематическая
и
комплексная, отвечающая потребностям ребенка в игре, движении, в познании своих
физических возможностей, самореализации.
Для сохранения здоровья ребенка объединены усилия всех воспитывающих ребенка
взрослых: родителей, воспитателей, медицинской сестры, учителя-логопеда, педагога 23
психолога и музыкальных руководителей. Созданы условия для приобщения детей к традициям
и ценностям здорового образа жизни, формирования привычки заботиться о своем здоровье.
Даются знания, умения и навыки валеологического характера для создания положительной
мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Освоению культуры здоровья способствуют следующие условия, созданные в ДОУ:
— развивающая предметно-игровая и физкультурно-оздоровительная среда (в каждой группе есть
физкультурный уголок и дополнительные программы по
здоровьесберегающим технологиям);
— благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе и детских группах;
— применение здоровьесберегающих технологий при реализации образовательной программы;
— взаимодействие всех сотрудников ДОУ при решении задач формирования у детей культуры
здоровья;
— сотрудничество всех субъектов образовательного процесса.
Анализ педагогической работы показал, что только физически развитые и практически
здоровые дети достигают успехов и вершин познания мира.
В детском саду реализуется дополнительные образовательные программы по
здоровьесбережению: «Песочная страна», «Дыхательная гимнастика», «Поиграй-ка», «Будь
здоров без докторов», «Топ-хлоп», «Фитнес» под руководством воспитателей групп.
Из бесед с дошкольниками установлено, что у них формируется осознанное отношение к
своему здоровью, потребность в здоровом образе жизни, дети активны в самостоятельном
процессе познания мира.
Дети имеют представления:
— о витаминах, полезных продуктах, правильном питании, их роли в жизни человека;
— что такое здоровье и как его сберечь;
— что такое витамины, в чем они содержатся и как влияют на здоровье;
— что такое правильное питание, какие продукты считаются полезными, а какие — неполезными;
— какие органы есть у человека, как они «работают»;
— как заботиться о сердце;
— что такое режим, гигиена и закаливание;
— какой бывает вода, какая полезна для здоровья;
— что такое микробы и вирусы;
— какие бывают болезни, что их вызывает;
— как предупреждать болезни;
— как правильно оказать себе первую помощь; — что такое аптека, для чего она нужна; —
что такое лекарственные растения.
Сильная сторона
Слабая сторона
24
В ДОУ выстроена система и созданы условия для
обеспечения физического и психического благополучия
каждого ребенка; у дошкольников формируются
навыки охраны личного здоровья и бережного
отношения к здоровью окружающих; многие дети
владеют некоторыми приемами первой медицинской
помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина, вызов
неотложки). Есть система валеологического воспитания
и работа по ОБЖ. Педагогами разработаны и внедрены
здоровьесберегающие технологии.
Наличие в ДОУ детей с
низким
уровнем
физического развития.
Не выстроена работа
родителями по
формированию
ответственности
за
сохранение здоровья
у своих детей.
с
Отсутствует система
работы по
оздоровлению
сотрудников ДОУ.
7. Художественно-эстетическое развитие
В ДОУ музыкальным руководителем внедряется полихудожественный подход к
непосредственной образовательной деятельности, который позволяет творчески решать задачи
по обучению и слушанию мировой классической музыки. Тематический принцип дает
возможность раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он
систематизирует знания, полученные детьми, служит поддержанию интереса к занятиям.
Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию
ребенка.
В результате данной системы работы словарь детей обогащается словами и выражениями,
характеризующими настроения, чувства при восприятии звучащей мелодии. Дети учатся
различать выразительные средства музыкального произведения, определять темп, динамику,
регистр, жанр. В пении, как и других видах исполнительства, ребенок активно проявляет свое
отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии.
Песенный репертуар включает в себя песни для различных видов музыкальной
деятельности (слушание, хоровое и сольное пение, пение с движениями, игра на музыкальных
инструментах с пением, музыкальная грамота, творчество).
Репертуар соответствует физическим и психическим особенностям ребенка, выполняет
эстетические и общеобразовательные задачи.
Музыкально-ритмическая
деятельность обладает исключительной ценностью в
музыкальном развитии детей в силу своей близости природе ребенка
(психофизиологический аспект).
Упражнения, используемые музыкальным руководителем в работе с детьми, различны по
своим функциям:
1)
Упражнения, с помощью которых совершенствуются навыки основных движений
(ходьба, бег, прыжки), происходит усвоение танцевальных элементов (упражнения для рук и
верхнего плечевого пояса), упражнения без музыки и психогимнастика.
2)
Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями, музыкально-дидактические
игры, упражнения с предметами, подвижные игры, танцы (хороводы, пляски, современные
25
танцы), игровое танцевальное творчество. Освоение детьми умений в музыкальноритмической деятельности способствует формированию красивой осанки, выработке
выразительных, пластичных движений.
Музыкант оперирует звуками, писатель словом, живописец обращается к линии и цвету.
В педагоги строить непосредственную образовательную деятельность с детьми индивидуально
и по подгруппам, что создает условия для развития творческих способностей каждого ребенка.
Сочетание зеленого уголка с образцами детского творчества придаёт интерьеру загадочность,
декоративную яркость, побуждает у детей желание заниматься изобразительной
деятельностью.
Воспитатели прививают детям чувства прекрасного, формируют умения замечать
красивое в явлениях природы, в человеке и его труде, в произведениях искусства (живописи,
графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства)
Для обогащения содержания рисунков детям предоставляются
различные
изобразительные средства: краски, гуашь, цветные мелки, пастель, кусочки ткани, цветная
бумага, уголь, фломастеры и т.д.
Применение игровых приемов в изобразительной деятельности зависит от возрастных
особенностей детей: игры-драматизации, внесение игрушек-персонажей, беседы с детьми от
лица персонажей, создание ситуаций образных сравнений – помогают раскрыть творческие
способности ребенка, его наблюдательность, фантазию, воображение.
Сильная сторона
Слабая сторона
Проводится интегрированная образовательная Не проводится для воспитателей и деятельности
с детьми, поли художественные родителей в ДОУ направленной работы
(семинары-практикумы
«Фонопедический
метод
развития
голоса» для педагогов, для родителей
Для обеспечения единства в понимании роли
представляется экспресс-информация
музыки в жизни детей музыкальный
руководитель строит работу с родителями с «Театр дома»). Нет в учреждении
штатных музыкальных руководителей.
учетом особенностей воспитания в семье.
занятия.
Особую роль в становлении изобразительной деятельности детей играет развитие их
художественного восприятия при ознакомлении с произведениями живописи, графики,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Самый верный путь приобщения к искусству — это постоянное общение с ним. Посещая
сегодня музей и знакомясь с памятниками архитектуры в иллюстрациях художников, дети
незаметно накапливают опыт эстетического отношения к действительности.
26
8. Познавательно-речевое развитие
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о
себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,
числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира (ФГОС ДО п.2.6.).
В ДОУ ведется коррекция нарушений развития различных категорий детей с
ограниченными возможностями здоровья, им оказывается квалифицированная помощи в
освоении Программы. Их разностороннее развитие построено с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей. Общение детей,
воспитателей, других сотрудников проходит в спокойной обстановке, соблюдается «фон
тишины», тон, стиль, формы общения свидетельствуют о культуре речи взрослых. Воспитатели
всех групп ведут работу с детьми по развитию у них связной речи: учат составлять
описательные рассказы по картинке, по внешнему виду игрушки, из личного опыта, учат
пересказывать и сочинять сказки, придумывать или изменять конец произведения. Беседуют по
содержанию произведений, разучивают стихотворения, загадки, скороговорки. Это
совершенствует у детей монологическую и диалогическую речь. Педагоги обеспечивают
развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их возрастными возможностями,
используя индивидуальную и фронтальную форму работы по звукопроизношению.
В старших и подготовительных к школе группах ведется обучение грамоте, как
воспитателями, так и учителями-логопедами с учетом возможностей детей и спецификой
работы в ДОУ. Основное внимание педагоги уделяют развитию фонематического слуха и
обучению звуковому анализу.
Речевая активность детей достаточно высока, сформированы речевые знания и умения,
соответствующие возрастным возможностям детей: в младших и средних группах дети
употребляют слова, обозначающие свойства и действия предметов, обобщающие слова.
Старшие дети используют различные части речи по смыслу, умеют выразить мысль
разнообразными предложениями.
В подготовительных к школе группах дети анализируют слово и предложение, владеют
звуковым анализом и синтезом, умеют читать.
Использование нестандартных форм работы, современных методов активизации
умственной и речевой деятельности позволяет педагогам раскрыть творческий потенциал своих
воспитанников.
В целях повышения профессиональной компетенции воспитателей учителя логопеды
применяют в работе нетрадиционные формы подачи материала: проблемные семинары,
экспресс-информацию, специальные стенды.
Педагоги ДОУ используют различные средства информации для родителей по вопросам
речевого развития: проведение групповых родительских собраний «Знаете ли вы своего
27
ребенка?»; публикации статей в местной печати «Если ребенок плохо говорит»; консультации
«Кто такой гиперактивный ребенок?», «Вечерние игры родителей с детьми»; оформление
стендов и логопедических уголков, где даются сведения о степени сформированности
звукопроизношения у каждого ребенка. Это позволяет повысить активность и
заинтересованность родителей в проведении совместной коррекционной работы.
9. Социально-коммуникативное развитие
Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным
видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе (ФГОС ДО п.2.6.).
Изучение эмоционально-чувственной сферы ребенка ведется на основе наблюдений его
деятельности, общения. В наше время, когда растет нагрузка на детей, очень важно научить их
выражать чувства и эмоции, научить методам эмоциональной разгрузки, научить понимать
эмоциональное состояние других людей, научить адекватно, выражать свое состояние. Для
снятия эмоционального напряжения детей, создания определенного настроения, подобраны
музыкальные записи. В группах разнообразная развивающая среда и комфортная обстановка. В
ДОУ и на территории также сделана развивающая среда с учетом интересов и потребностей
детей.
Сильная сторона
Слабая сторона
В
детском
саду
свободный
выбор
детям
обеспечен в игровой и в самостоятельной
деятельности.
Реализуется
элементарное
правовое
просвещение родителей, сотрудников, детей,
направленное
на
расширение
правовой
осведомленности.
Педагоги побуждают детей всех возрастов
проявлять активный познавательный интерес к
миру,
своему
окружению;
способствует
усвоению норм и правил поведения, развитию
чувств ответственности.
Технология формирования
осознанного выбора
еще
недостаточно хорошо отработана и
представлена.
Индивидуализация
образовательного процесса,
включая предметнопространственную
среду, не
носит системный
характер, т.к. происходит
изменение педагогического
коллектива.
10. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе
Информационно–коммуникационные технологии (ИКТ) используются педагогами для
повышения эффективности образовательного процесса в:
28
- подборе иллюстративного материала к НОД (сканирование, интернет–ресурсы, принтер,
презентация);
- подборе дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями
праздников и других мероприятий;
- использовании цифровой аппаратуры и программ редактирования фотографий, которые
позволяют управлять снимками так же просто как фотографировать, легко находить нужные,
редактировать и демонстрировать их;
- использовании Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и
научно – методического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, как поиск
дополнительной информации для НОД, расширения кругозора детей.
2.8. Определение возможных путей решения проблем
Таким образом, осуществляя проблемный анализ от результата к процессу и условиям,
отмечая факторы роста инновационной деятельности ДОУ, необходимы системные изменения
в образовательном учреждении и в формировании компетенций выпускника ДОУ.
Наиболее актуальными проблемами в ДОУ являются:
Правовая культура всех участников образовательного процесса не в полной мере соответствует
современным требованиям и не всегда обеспечивает их правовое поведение.
Система работы с информацией и использование ИКТ ресурсов не в полной мере обеспечивает
потребности детского сада и реализацию принципа открытости.
Не в полной мере отработана система здоровьесбережения сотрудников.
Не у всех педагогов и специалистов достаточно высокий уровень профессионализма и
компетентности владения навыками исследовательской работы, проектирования.
Родительская общественность не достаточно включена в планирование и оценку качества
работы ДОУ.
Выделенные проблемы и пути их решения определяют перспективы развития ДОУ.
Обновления и реконструкции образовательного процесса не могут пройти одномоментно.
Программа развития на 2021-2025 гг. призвана осуществить переход от актуального развития
ДОУ к инновационному постепенно, обдуманно, исключая стрессы и перегруженность
деятельности, тем самым делая этот переход психологически комфортным для всех участников
педагогического процесса.
Направления
деятельности,
подвергшиеся
анализу
Возможные пути решения
29
Анализ результатов•
охраны
и
укрепления
•и
физического
психического
здоровья
•
воспитанников
продолжать работу с детьми
эффективные
технологии
(здоровьесохраняющие, здоровьеукрепляющие в гармоничном
сочетании с педагогическими технологиями);
совершенствовать, корректировать
индивидуальные
образовательные программы с учётом динамики развития ребёнка и
возможностей ДОУ;
расширять возможности дополнительных оздоровительных услуг на
платной и бесплатной основе.
Анализ результатов• совершенствовать работу педагогического коллектива (искать
эффективные формы) по развитию у детей коммуникативных навыков,
образовательного
интеллектуальных способностей, умений
процесса в ДОУ
самостоятельно усваивать знания и способы деятельности для
решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и
самим собой, способностей, предлагать собственный замысел и
самостоятельно воплощать его в продуктивной деятельности;
• расширять возможности и границы вариативных форм работы в
оказании специальной профессиональной помощи детям с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидам –
воспитанникам ДОУ;
• осуществлять
поиск
эффективных
путей
взаимодействия
(индивидуально ориентированных) с родителями детей нового
поколения, привлечение их к совместному процессу воспитания,
образования, оздоровления, развития детей, используя наряду с живым
общением (безусловно, приоритетным), современные технологии
(Интернет-ресурсы, участие в разработке и реализации совместных
педагогических проектов, участие в управлении ДОУ и др.)
Анализ кадрового • создать условия для успешной аттестации и увеличения числа
обеспечения
педагогов и специалистов с высшей и первой квалификационной
образовательного
категорией, соответствие занимаемой должности и
полное
процесса
исключение педагогов без категории; перепрофилирование
педагогических кадров;
• создать условия для стабильной работы педагогического коллектива в
режиме инновационного развития;
• профессионально и эффективно использовать в работе современные
технологии;
• организовать
мероприятия,
способствующие
повышению
педагогической компетентности помощников воспитателей, обучить
их взаимодействию с детьми на основе сотрудничества,
взаимопонимания.
Анализ
изыскание дополнительных финансовых средств для осуществления
поставленных задач за счёт привлечения спонсорских средств,
материально –
введения дополнительных платных услуг, участия ДОУ в грантовых
технического
программах, конкурсах с материальным призовым фондом.
и
финансового
обеспечения ДОУ
Угрозы (опасности):
30
- угроза отставания в темпах внедрения инноваций в образовательный процесс;
- отсутствие ключевых компетенций в области информатизации образовательной среды у
отдельных педагогических работников;
- трудности в получении платных дополнительных услуг (часть контингента обучающихся из
неполных, материально необеспеченных, «неблагополучных» семей);
- стереотипность мышления педагогов.
III. Основные направления стратегических изменений ДОО, цель и задачи программы
развития
Дошкольный возраст в жизни ребенка отличается от других этапов развития тем, что в
эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и
личностные качества ребенка, ценностное отношение его к окружающей действительности
(природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы
познания мира, культура чувств.
Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного
учреждения,
обеспечение
индивидуализированного
психолого-педагогического
сопровождения каждого воспитанника, создание условий, отбор форм и средств для
максимальной реализации развития качеств и возможностей ребенка.
Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения
с учетом прогноза о перспективах их изменений.
Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений,
ориентированных на развитие детского сада:
-Расширение спектра и повышение качества услуг, предоставляемых ДОУ путем включения
в педагогический процесс ряда инновационных форм дошкольного образования, расширения
спектра дополнительных образовательных услуг. Сотрудничество с социумом в вопросах
разработки, и внедрения новых образовательных услуг. Совершенствование системы
коррекционной помощи детям. Индивидуализация образовательного процесса путем введения
индивидуальных образовательных маршрутов для детей, испытывающих трудности в усвоении
программного материала, и детей, одаренных в той или иной области. Обеспечение
преемственности дошкольного и начального школьного образования, создание предпосылок
для успешной адаптации выпускников ДОУ к обучению в школе.
-Обеспечение условий для сохранения, поддержания и укрепления здоровья всех субъектов
образовательного процесса путем совершенствования работы ДОУ. Индивидуализация
здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности детского сада. Организация
работы по профилактике социально обусловленных заболеваний среди взрослого и детского
населения микрорайона. Укрепление межведомственных связей через разработку совместных
программ, направленных на поддержание и укрепление здоровья подрастающего поколения.
Совершенствование
системы
мониторинга
качества
здоровьесберегающей
и
здоровьеформирующей деятельности учреждения.
-Подготовка нормативно-правового обеспечения; отработка механизмов деятельности
учреждения, совершенствование системы мониторинга эффективности деятельности ДОУ.
Установление прямых связей с предприятиями, учреждениями и организациями, в целях
оказания содействия в выполнении стоящих перед учреждением задач.
31
-Стимулирование инновационного потенциала, постоянный рост квалификационного уровня
педагогического персонала учреждения.
-Повышение привлекательности учреждения для молодых специалистов. Организация
межведомственного взаимодействия, создание системы социального партнерства. Обеспечение
научного сопровождения образовательного и оздоровительного процессов в рамках
осуществления экспериментально-исследовательской и проектной деятельности педагогов.
-Выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных
уровнях. Осуществление комплекса социально направленных мероприятий с целью создания
положительной мотивации труда у сотрудников (рациональная организация труда; соблюдение
социальных гарантий; отработка механизмов стимулирования труда работников
образовательного учреждения).
-Повышение престижа дошкольного образовательного учреждения среди родителей с детьми
раннего и дошкольного возраста. Обеспечение условий для осуществления преемственности и
плавного перехода от воспитания и развития детей в условиях семьи к воспитанию и развитию
в условиях ДОУ. Дифференциация работы с семьями воспитанников и родителями, с детьми
раннего и дошкольного возраста: организация профилактической работы с тревожными
семьями, семьями из группы риска; оказание консультативной и методической помощи
родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Совместная разработка и реализация проектов.
-Приведение в соответствие с требованиями СанПиН территории, здания, помещений и
коммуникационных систем учреждения. Обеспечение безопасных условий для роста и развития
детей раннего и дошкольного возраста посредством постепенного обновления предметноразвивающей среды и материально-технической базы детского сада. Внедрение
ресурсосберегающих технологий. Повышение персональной ответственности сотрудников
учреждения за обеспечение безопасности жизни и здоровья детей.
Целью программы развития ДОУ на период до 2030 года является переход к
инновационному качеству педагогического процесса, соответствующего требованиям ФГОС
ДО, направленного на образование и развитие детей нового поколения. Это значит
совершенствование системы интегративного образования, реализующего право каждого
ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые
возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их
успешного обучения в школе в условиях интеграции усилий семьи и детского сада. Для
достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
-Обеспечение качества воспитания и образования в ДОУ в условиях выполнения
требований ФГОС дошкольного образования.
-Обогащение системы здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности
организации, с учетом индивидуальных особенностей воспитания на основе использования
научных, современных технологий.
-Освоение и внедрение новых технологий воспитания и образования дошкольников,
через обновление развивающей предметно - пространственной среды ДОУ, способствующей
самореализации ребёнка в разных видах деятельности.
-Совершенствование
системы
взаимодействия
с
семьями
воспитанников, содействовать повышению роли родителей в образовании ребенка
дошкольного возраста.
-Совершенствование материально-технической базы в ДОУ
32
Исходя из всего вышесказанного, основными направлениями стратегических изменений
образовательной организации являются:
приведение в соответствие с требованиями предметно-развивающей среды и
совершенствование материально-технической базы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО; повышение эффективности деятельности педагогических работников посредством
совершенствования содержания и технологий образования (внедрение современных приёмов и
методов обучения, информатизации образования);
расширение способов и методов формирования ценностей семьи в области
здоровьесберегающих технологий;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей.
IV. Основные меры правового регулирования, направленные на достижение цели и
решение задач Программы развития
Основными мерами правового регулирования на государственном и муниципальном
уровнях являются следующие нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации;
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2030 года, разработанный Минэкономразвитя России
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на
2018–2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от
26.12.2017 № 1642;
Стратегия развития образования до 2036 года и на перспективу до 2040 года
Государственная программа Свердловской области «Развитие системы
образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года»,
утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2019г. № 920ПП;
В целях реализации цели и задач настоящей программы будет осуществляться
разработка новых и корректировка уже имеющихся локальных нормативных актов ДОУ в
соответствии с действующими, корректируемыми и вновь принимаемыми актами,
регулирующими сферу образования федерального, регионального и муниципального уровня.
Меры правового регулирования направлены на повышение качества выполняемых ДОУ
работ в сфере образования.
V. Прогнозируемый результат Программы развития ДОУ Предполагается что:
1. Для воспитанников и родителей (законных представителей):
каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного
личностного роста;
хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их
образования;
обеспечение индивидуального педагогического и медико – социального
сопровождения для каждого воспитанника ДОУ – залог успешной адаптации и развития в
детском саду;
33
каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и
развитии детей, право участия и контроля качества образовательной программы ДОУ,
возможность выбора дополнительных программ развития;
качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать
успешному обучению ребёнка в школе;
система дополнительного образования доступна и качественна.
2. Для педагогов:
каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения
профессионального мастерства и улучшения благополучия;
квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность ключевых
компетенций дошкольника;
будет дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических
технологий, а также для реализации потребности в трансляции опыта; - поддержка
инновационной деятельности.
3. Для ДОУ:
будет налажена система управления качеством образования дошкольников;
органы государственного и общественного самоуправления учреждением
способствуют повышению качества образования детей и расширению внебюджетных
средств;
развитие сотрудничества с другими социальными системами;
будут обновляться, и развиваться материально – технические и
медикосоциальные условия пребывания детей в ДОУ.
Реализация программы позволит сделать процесс развития ДОУ в большей степени
социально ориентированным.
Элементы риска развития Программы МКДОУ детский сад № 11
При реализации программы развития могут возникнуть следующие риски:
недостаточный образовательный уровень родителей (законных представителей)
воспитанников;
недостаточная их компетентность в вопросах сохранения и укрепления здоровья
детей затрудняет получение детьми
с хроническими заболеваниями качественного
дошкольного образования;
быстрый переход на новую программу развития ДОУ может создать
психологическое напряжение у части педагогического коллектива.
Управление и корректировка программы осуществляется педагогическим советом
коллектива ДОУ.
Управление реализацией Программы осуществляется заведующим ДОУ.
Стратегия и тактика перехода ДОУ в новое состояние: основные направления, этапы
осуществления инноваций.
ДОУ является частью образовательной системы Управления образованием Тавдинского
городского округа.
Программа развития ДОУ – локальная образовательная система и её содержание
определяется районной и региональной программами развития образовательной системы.
Программа строится на основе анализа социально-экономического состояния и развития
ДОУ, учитывая проблемы, успехи образовательной системы, результативность в
существующих социально-экономических условиях.
Программа должна стать стержневым документом при планировании целей, задач
работы ДОУ и реализации их в будущем.
34
Центральной частью программы развития ДОУ являются программы, имеющие
собственную конструктивную реализацию.
Программа будет успешно реализоваться, если поставленные задачи будут
своевременны, конкретны, эффективны.
VI. Механизм управленческого сопровождения реализации Программы развития
Основные механизмы реализации Программы развития
1. Создание подпрограмм (проектов) развития детского сада в соответствии с задачами
Программы, направленных на создание условий достижения целей Программы развития и
включающих имеющиеся ресурсы, возможные решения в данном направлении, ответственных
за их выполнение и ожидаемые результаты (Приложение № 1).
2. Создание системы управления, диагностики и контроля реализации Программы развития с
целью обеспечения условий для ее реализации (ВСОКО).
Финансирование программы и проектов
Источником финансирования деятельности Программы развития являются не только
бюджетные, но и дополнительно привлеченные ресурсы (спонсорская благотворительная
помощь, планируется введение дополнительных платных услуг).
Организация и контроль за выполнением программы
В ходе отслеживания мониторинга Программы развития предполагается корректировка
программы в ходе ее поэтапного претворения в жизнь, с учетом результатов анализа
достижений детского сада. Администрация детского сада ежегодно подводит итоги выполнения
Программы на заседании итогового педагогического Совета.
Система организации контроля над выполнением Программы будет осуществляться
Педагогическим советом и Наблюдательным советом.
Результаты контроля будут представляться ежегодно общественности через открытые
доклады и публикации в муниципальных СМИ.
35