Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «ТАЛАНТиЯ»

Российская Федерация
Свердловская область
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
623950 Свердловская область, г. Тавда, ул.9 Января, д.58, телефон 5-39-24 E-mail: d-garden11@mail.ru
ИНН/ 6634008868/ КПП 667601001/ ОГРН 1036602121038

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению:
Педагогическим советом
Протокол от «30» августа 2021 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом заведующего
МКДОУ детский сад №11
от «31» августа 2021 г. № 82

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«ТАЛАНТиЯ»
Возраст детей
от 5 до 7 лет
Срок реализации 2 года
Вид программы модифицированная

Разработчик:
Макарова Екатерина
Дмитриевна
музыкальный
руководитель

г. Тавда, 2021

СОДЕРЖАНИЕ
I. Комплекс основных характеристик дополнительной
образовательной общеразвивающей программы........................................... 3
1.1. Пояснительная записка................................................................................. 3
1.2. Цель и задачи программы ............................................................................ 8
1.3. Содержание программы ............................................................................... 9
1.4. Планируемые результаты ........................................................................... 13
II. Комплекс организационно-педагогических условий .............................. 14
2.1. Формы контроля .......................................................................................... 14
2.2.Оценочные материалы ................................................................................. 14
2.3. Условия реализации программы ............................................................... 17
2.4. Методические материалы .......................................................................... 18
2.5. Календарный учебный график................................................................... 18
Список используемых источников .................................................................. 18

2

I.
«Комплекс
основных
характеристик
образовательной общеразвивающей программы»
1.1. Пояснительная записка

дополнительной

Театр - это самый доступный вид искусства для детей, раскрывающий
духовный и творческий потенциал ребенка и дающий реальную возможность
адаптироваться ему в социальной среде. Театрализованная деятельность
позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от
лица какого-либо персонажа, помогает преодолевать робость, неуверенность
в себе, застенчивость. Воспитать привычку к выразительной публичной речи
путем привлечения его к выступлениям перед аудиторией.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественноэстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического
отношения к окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой
деятельности
детей
(изобразительной,
конструктивно-модельной,
музыкальной и др.) Эти предпосылки и навыки закладываются в дошкольном
возрасте, влияют на уровень комфортности человека на всю оставшуюся
жизнь, влияя на речевое, общее развитие, самореализацию и мировоззрение
ребенка в будущем.
Эффективным средством достижения развития этих предпосылок и
навыков являются занятия музыкально-театральной деятельностью.
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Они в
полном объеме развивают речь ребенка. Процесс развития речи предполагает
освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны
языка. Игровые упражнения интересны и полезны детям, ведь именно игра
является ведущей деятельностью каждого ребенка. Для развития
выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых
каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды,
причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь
присутствия посторонних слушателей. Участвуя в спектаклях и
представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его
многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные
вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В
процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных
высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется
звуковая культура его речи, ее интонационный строй. У него улучшается
диалогическая речь, ее грамматический строй.
Данная программа направлена не только на развитие речи и
коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, но и
3

развитие их личности и социализации. На занятиях упражнения
представлены в виде сказки-игры, игры-драматизации, в которой дети
различают и принимают предложенные им образы, подражая персонажам,
птицам, животным, явлениям природы.
Дополнительная общеобразовательная программа отвечает задачам
рабочей программы воспитания в реализации нравственно-эстетического
развития личности воспитанников, усвоения базовых общественных
ценностей и норм, творческого развития, формирования бережного
отношения к личности человека, разработана в соответствии с нормативноправовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральные государственные образовательные стандарты
дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013
г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Минобрнауки РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 №
503-ПП «О системе персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей на территории Свердловской области»;
- Положением МКДОУ детский сад №11 о дополнительном
образовании;
- Уставом МКДОУ детский сад №11.
Направленность программы: художественная;
Форма реализации: кружковая;
Уровень освоения программы: базовый;
Новизна программы:
Новизна программы состоит в синтезе современных направлений
театрального искусства и активного использования интерактивных
технологий, направленных на развитие актерских качеств, необходимых для
освоения области художественно-эстетического воспитания, согласно ФГОС
дошкольного образования. Перечень упражнений углублен и расширен,
путем использования современного интерактивного оборудования (световые
атрибуты, интерактивная доска, проектор и т.д.). Перечень игровых ситуаций
и упражнений дополнен авторскими материалами, к которым подготовлено
интерактивное и музыкальное сопровождение.
Актуальность:
С самого раннего детства ребёнок стремится к развитию, свободе,
творчеству. Одним из путей эмоционального раскрепощения, максимальной
реализации способностей, творческого роста является театрализованная
деятельность. Данный опыт ориентирован на всестороннее развитие
личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально
организованные театрализованные занятия способствуют развитию речи
4

детей дошкольного возраста, а также развитию психических процессов,
пластики, овладению навыков общения, коллективного творчества,
уверенности в себе. Позволяет формировать опыт нравственного поведения,
повышает жизненный тонус детей.
Чтобы побудить ребенка выполнять упражнения правильно, в
соответствии с поставленной задачей, характером персонажа, музыки или
эмоциональной нагрузки, на занятиях эффективно использовать методику
О.П. Гончаровой представленную в ее авторской программах «Театральная
палитра» и «Чудеса за кулисами».
В основе методики лежат выполнение игровых упражнений,
имитационных, образно-подражательные движения, психогимнатические
упражнения, арт-терапия. Обучение детей осуществляется посредством
театрализованной
деятельности
различных
направлений
(кукольный театр, театр теней и т.д.).
Театрализованная
деятельность
способствует
познавательной
активности, расширению представлений ребенка об окружающем его мире.
Такой ребенок более эмоционально устойчив, физически развит, здоров.
Диагностика развития воспитанников образовательного учреждения
показала, что у 13 % воспитанников имеются трудности в общении со
сверстниками, у 18 % имеются проблемы эмоционально-речевого развития.
Воспитанникам необходима социально-психологическая поддержка, чтобы
понять и принять окружающий мир, вырасти творческой личностью,
способной неординарно мыслить, чтобы в дальнейшем успешно учится и
реализовать себя в выбранном направлении. Занятия театрализованной
деятельностью – это возможность не только научиться правильно передавать
чувства и эмоции, работа над выразительной речью, интонацией ребенка, а
еще и творческая деятельность, которая помогает сменять умственные
нагрузки полезными упражнениями, развивая воображение, фантазию.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы позволит создать
условия, обеспечивающие увеличение доли воспитанников более
социализированных, готовых продолжать дальнейшее обучение на
следующих ступенях образования. Это соответствует Указу Президента
России от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в
соответствии с 84 статьей федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
Педагогическая целесообразность:
Данная программа педагогически целесообразна, так как при ее
реализации
осуществляется
право
дошкольника
на
доступное
дополнительное образование в рамках национального проекта «Успех
каждого ребенка». МКДОУ детский сад №11 ведет активную работу,
направленную на всесторонне развитие и дальнейшую социализацию
личности и метапредметных компетенций, формируется методическая база
по занятиям художественно-эстетической деятельностью с элементами арттехнологий для педагогического сообщества Тавдинского городского округа.
5

Отличительные особенности:
При составлении данной программы была использована методика О.П.
Гончаровой, Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович, методические рекомендации
А.Е.Антипиной, пособие по коррекции и развитию эмоциональнонравственной сферы у дошкольников Г.П. Ивановой. Специфика данной
дополнительной общеразвивающей программы заключаются в том, что в
программе сформирован тематический перечень занятий, для которых
подобраны обучающие упражнения в игровой форме. Практические занятия
по программе связаны с использованием дополнительного мультимедийного
оборудования, задания сопровождаются не только показом, а еще и
«сказкой» на экране. Программа ориентирована на использование широкого
спектра технологий театрализованной деятельности: в занятия включены
разнообразные
игры-драматизации,
актерские
этюды-импровизации,
релаксационные упражнения, психогимнастика, игры на развитие чувства
ритма, музицирование, музыкально-ритмические упражнения, элементы
логоритмики.
Адресат программы:
Программа адресована детям в возрасте от 5 до 7 лет.
В этом возрасте дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей,
отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например,
свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.. У детей
продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут
одновременно учитывать несколько различных признаков.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в
значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает
развиваться
воображение,
хотя
часто
приходится
констатировать снижение развития воображения. Это можно объяснить
различными влияниями, в том числе и средств массовой информации,
приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится
произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях
детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений,
формирующихся в этом возрасте.
На основании данных особенностей развития, упражнения,
подобранные в рамках реализации дополнительной образовательной
программы, плавно и системно развивают у воспитанников необходимые
навыки, формируют социально-значимые качества личности, развивают речь
и тренируют память.
Объем и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения: 1-й год обучения - 72 часа,
2-й год обучения - 72 часа.
6

Первый период направлен на знакомство детей с видами театральной
деятельности и театра, как вида искусства, получение знаний о актерском
искусстве, игровые этюды и упражнения, их особенности и строение занятий,
сюжетные игры. Второй период направлен на совершенствование актерских
навыков воспитанников, формирование навыков выразительной речи,
развитие эмоционально-выразительной сферы, повышение гибкости
пластичности,
выразительности
движений,
развитие
творческих
способностей.
Для достижения результативности при освоении программы
необходимо посещать занятия не менее 2-х раз в неделю.
Формы и режим занятий:
Занятия по данной программе состоят из теоретической и
практической частей, причем большее количество времени занимает
практическая часть.
Продолжительность и количество занятий в неделю:
2 раза в неделю по 1 академическому часу (продолжительность
академического часа - 30 минут). Занятия проводятся в чистом,
проветриваемом помещении (музыкальном зале). Зал оборудован сценой,
зеркалами, иллюстрированными панно; имеются различные виды театров,
ширма, пособия, костюмы для инсценировки, дидактические игры, аудиотека
избранных произведений музыкальной классики, музыкальный центр,
ноутбук, интерактивная доска, проектор, экран. Одежда необходима не
сковывающая движения, для выполнения музыкально-ритмических
упражнений, этюдов - специальная обувь (чешки или балетки).
Формы организации деятельности обучающихся:
 фронтальная: работа со всеми воспитанниками одновременно
(показ, объяснение, контроль выполнения упражнений и т.п.);
 групповая: разделение воспитанников на подгруппы или в парах, для
выполнения определенных задач (группы могут выполнять одинаковые или
разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели
деятельности);
 развлечение: в целях разнообразия форм работы с детьми
предусмотрено участие в мероприятиях досугового характера;
 работа с родителями: приглашение на занятие родителей в качестве
участников или зрителей (собрания, беседы, индивидуальные консультации,
совместные мероприятия, открытые занятия и показы постановок).
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий.
Дистанционное занятие: занятие с использованием онлайн сервисов и
с элементами дистанционных технологий (электронные информационные
образовательные ресурсы (ЭИОР), размещенные на электронных носителях
и/или в электронной среде поддержки обучения, мессенджеры,
официальный Сайт учреждения, в соответствии локальными документами
МКДОУ детский сад №11).
7

Используемые средства:
а) текстовые – электронный вариант учебного пособия или его
фрагмента (упражнения, описание игры, этюда, мимической разминки),
б) аудио – аудиозапись теоретической части, практического занятия
или иного вида учебного материала;
в) видео – видеозапись теоретической части, демонстрационный ролик
(презентация);
г) программный продукт, в том числе мобильные приложения.
Свое отношение к работам обучающихся педагогом будет выражаться
в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций и т.д.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – формировать художественно-эстетическое
развитие личности дошкольника средствами театрализованной деятельности.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
Обучающие:
 приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный
опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных
профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;
 дать знания о различных видах театра (кукольный, драматический,
музыкальный, детский, театр зверей и др.);
 обучить детей правилам взаимодействия в коллективе.
Развивающие:

развивать актерские способности, мимику, выразительную речь,
эмоциональный диапазон;

развивать двигательную активность, пластику;

развить
у
детей
дошкольного
возраста
качества
индивидуальности: толерантность, твердость характера, расположение и
открытость к окружающим, сопереживание происходящему, развитие
фантазии и желание регулировать свои эмоции;

развивать психоэмоциональные качества, внимание, творчество,
воображение, фантазию при выполнении актерских этюдов под музыкальное
сопровождение, психогимнастических упражнений.
Воспитательные:

воспитывать целеустремленность, инициативность, упорство в
достижении целей;

формировать художественный вкус и морально-этические нормы
поведения;

способствовать формированию воли, дисциплинированности,
взаимодействию с партнёрами.

8

1.3. Содержание программы
Учебный план (Первый год обучения)
№

Количество часов
Название раздела, темы

Всего

1

Введение «Что такое театр?
Как стать актером?»

2

2

0

Вводная
беседа,
инструктаж

2

Педагогическое просвещение
«Мы – актеры!»

2

1

1

Беседа, экскурсия

3

Общеразвивающие
упражнения с использованием
современного интерактивного
оборудования

14

3

11

Педагогическое
наблюдение,

4

Игровые упражнения, этюды с
текстовым и музыкальным
сопровождением

21

1

20

5

Музицирование и подражание

4

0

4

6

Арт-терапия

4

0

4

7

Творческая импровизация

2

0

2

8

Сюжетно-игровые
(сказкотерапия)

18

1

17

9

Развлечения

4

0

4

Праздники,
открытые занятия

10

Итоговое занятие

1

0

1

Открытое показ
театральной
постановки

72 часа

8 часов

64 часа

Итого

занятия

теоретическ практиче Форма контроля
их
ских

коррекция,
мониторинг
Педагогическое
наблюдение,
коррекция,
мониторинг

Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение
Теория: Приветствие участников, правила техники безопасности на
занятиях, беседа «Что такое театр? Как стать актером?».
Практика: Игра-знакомство «Давайте познакомимся!», хороводные
игры, разучивание простых мимических и драматических упражнений.
9

Раздел 2. Педагогическое просвещение «Мы – актеры!»
Теория: Изучение основ актерского мастерства.
Практика:
Наблюдения
за
выразительными
особенностями
человеческого тела, экскурсия в театральную студию ДК им.Ленина.
Раздел 3. Общеразвивающие упражнения с использованием
интерактивного оборудования
Теория: разучивание упражнений и элементов на развитие
выразительности движений, координации, речи, укрепление мотивации к
занятиям.
Практика: работа над правильностью, выразительностью движений,
интонации и мимики, знакомство и использование с оборудованием
(интерактивная доска, световые атрибуты).
Раздел 4. Игровые упражнения с текстовым и музыкальным
сопровождением
Теория: заучивание стихотворного и прозаического текста к
упражнениям.
Практика: разучивание упражнений сюжетно-ролевой ритмической
гимнастики, игры на развитие чувства ритма.
Раздел 5. Музицирование и подражание
Теория: Слушание и запоминание музыкальных композиций.
Практика: выполнение импровизационных упражнений, а так же по показу
педагога, исполнение музыкальных и двигательных композиций.
Раздел 6: Арт- терапия
Теория: Создание психологически комфортной атмосферы, живого
интереса, возможность выбора при выполнении упражнений.
Практика: Выполнение упражнений на раскрепощение, снятие
тревожности «Снеговик», «Матрешка» и другие.
Раздел 7: Творческая импровизация
Теория: Создание атмосферы творчества.
Практика: Участие воспитанников в двигательных, пантомимических
импровизациях под разнообразные музыкальные фрагменты.
Раздел 8: Сюжетно-игровые занятия (сказкотерапия)
Теория: закрепление изученного материала в игровом формате;
Практика: непосредственное участие детей в игровых сюжетах и
сказках с мультимедиа и музыкальным сопровождением (Сказки «Муха
Цокотуха», «Теремок», «Репка» и другие).
Раздел 9: Развлечения
Практика: праздник «Театральный переполох», акция «Ты можешь
всё!», сказка для показа детям младшего возраста «Репка», флешмобкигуруми «Мультяшки», «Маленькие звезды», детско-родительское занятие
«Мы – актерская семья: папа, мама и я!».
Раздел 10. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов.
Практика: открытый показ театральной постановки.
10

Учебный план (Второй год обучения)
№

Количество часов
Название раздела, темы

Всего

теоретическ практиче Форма контроля
их
ских

1

Введение

2

2

0

Вводная
беседа,
инструктаж

2

Педагогическое
просвещение – основы
театральной культуры

4

2

2

Беседа, посещение
театрального
выступления

3

Общеразвивающие
упражнения с
использованием
современного
интерактивного
оборудования

12

1

11

Педагогическое
наблюдение,

4

Кукольный театр

6

0

6

5

Театр теней

6

0

6

6

Логоритмика
нейробика

4

0

4

7

Игровые комплексы
упражнений,
направленные на
развитие эмоциональной
выразительности речи,
мимики, движений

15

1

14

8

Сюжетно-игровые
занятия (сказкотерапия)

12

0

12

9

Ритмопластика

6

0

6

10

Развлечения

4

0

4

Праздники,
открытые занятия

11

Итоговое занятие

1

0

1

Открытый показ
постановки с
использованием
интеграции видов

коррекция,
мониторинг

и

11

Педагогическое
наблюдение,
коррекция,
мониторинг

театра
Итого

72 часа

6 часов

66 часов

Содержание учебного плана
Радел 1. Введение
Теория: Приветствие участников, правила техники безопасности на
занятиях, беседа «Что такое театр? Как стать актером?».
Практика: Игра-знакомство «Давайте познакомимся!», хороводные
игры, разучивание простых мимических и драматических упражнений.
Раздел 2. Педагогическое просвещение. Основы театральной
культуры.
Теория: Изучение основ культуры театрального, актерского искусства.
Практика:
Наблюдения
за
выразительными
особенностями
человеческого тела, посещение и просмотр театральной постановки ДК
им.Ленина.
Раздел 3. Общеразвивающие упражнения с использованием
интерактивного оборудования
Теория: разучивание упражнений и элементов на развитие
выразительности движений, координации, речи, укрепление мотивации к
занятиям.
Практика: работа над правильностью, выразительностью движений,
интонации и мимики, знакомство и использование с оборудованием
(интерактивная доска, световые атрибуты).
Раздел 4. Кукольный театр
Теория: теория управления перчаточными куклами «би-ба-бо»
Практика: практическое управление перчаточными куклами,
исполнение небольших сценок-сказок.
Раздел 5: Театр теней
Теория: правила исполнения ролей в теневом театре.
Практика: практическое выполнение упражнений, небольших ролей
персонажей теневого театра.
Раздел . Логоритмика и нейробика
Теория: Изучение игр под речитатив взрослого, заучивание
стихотворного сопровождения к упражнениям, ориентирование в
пространстве.
Практика:
логоритмические
композиции:
дыхательно
–
артикуляционный тренинг «Ветер, ветер», «Поющий мяч», нейро-игры
«Кривое зеркало» и другое.
Раздел 7: Игровые комплексы упражнений, направленные на
развитие эмоциональной выразительности речи, мимики, движений
Теория: изучение упражнений для развития выразительности речи,
мимики, движений.
12

Практика: выполнение упражнений «Изобрази эмоцию», «Осенний
парк», «Зоопарк» и другие, направленных на развитие эмоциональноречевых навыков, выразительности и координации движений.
Раздел 8: Сюжетно-игровые занятия (сказкотерапия)
Теория: закрепление изученного материала в игровом формате,
запоминание и самостоятельное воспроизведение сказок;
Практика: непосредственное детей в игровых сюжетах и сказках,
этюдах с мультимедиа и музыкальным сопровождением (Сказки «В гости к
Солнышку», «Золушка» и другие);
Раздел 9: Ритмопластика
Теория: изучение движений для упражнений по ритмопластике
Практика: разучивание упражнений «Буратино и Пьеро», «Насос и
надувная кукла» и другие.
Раздел 10. Развлечение
Практика: праздник «В театре нашем поем и пляшем!», сказка для
показа детям младшего возраста «В гости к Солнышку», квест-перформанс с
использованием интерактивных технологий «Тайна старого театра»,
развлечение «В поисках Арлекина».
Раздел 11. Итоговое занятие
Теория: подведение итогов.
Практика: открытый показ постановки с использованием интеграции
видов театра.
1.4. Планируемые результаты
По
окончании
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы воспитанники:
Результаты
воспитательной
деятельности
1-й год

Знает правила
обучения культуры поведения на
занятии,

Применяет в
повседневной жизни
правила о здоровом
образе жизни

2-й год

Проявляет волевые
обучения качества в выполнении
упражнений,

Умеет
использовать знания о
здоровом образе жизни

Результаты
развивающей
деятельности

Знает как
выполнять основные
виды упражнений на
развитие
пластичности, силы
выносливости,

Умеет
воспроизводить
фрагменты сказок с
упражнениями и
выполнять их
самостоятельно

Знает о пользе
упражнений для
профилактики
плоскостопия и
осанки, правильно
выполняет их,

Умеет
13

Результаты обучающей
деятельности

Знает правила и
технику безопасности
на занятиях,

Умеет
выполнять основные
движения


Знает правила
безопасности на
занятиях и соблюдает
их

Умеет
взаимодействовать в
детском коллективе

использовать свои
творческие
способности и может
проявлять инициативу


Отличает и
выполняет упражнения
на растяжку мышц,
координацию, баланс

II. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Формы контроля
Вводный контроль - проводится на первом занятии и предназначен для
проверки уровня базовых знаний, умений, навыков, соответствующих
возрасту
учащегося,
его
личных
художественных
данных
и
коммуникабельности (беседа, педагогическое наблюдение в процессе
игровой деятельности).
Промежуточный контроль проводится в конце темы или полугодия,
позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня и
скорректировать процесс обучения (педагогическое наблюдение, беседа).
Текущий контроль - проводится в ходе каждого занятия с целью
определения усвоения знаний и умений по теме (наблюдение, выполнение
упражнений).
Итоговый контроль - проводится в виде выступления детей на
открытых мероприятиях; участия в тематических праздниках; итоговое
занятие в конце учебного года, в форме открытого занятия для родителей.
2.2. Оценочные материалы и мониторинги
Процедура отслеживания и оценки результатов развития детей по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«ТАЛАНТиЯ» проводится 2 раза в год.
Основные диагностические методы:

наблюдение;

проблемная (диагностическая) ситуация;

беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:

индивидуальная;

групповая.
Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по
театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.
Формой оценки является уровень (высокий, средний, низкий) и
трехбалльная система:
Основы театральной культуры
Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к
театральному искусству и театрализованной деятельности; знает правила
поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия и
может охарактеризовать театральные профессии.
Средний
уровень
(2
балла): интересуется
театрализованной
деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности.
14

Низкий уровень (1 балл): не проявляет интереса к театрализованной
деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать
различные виды театра.
Речевая культура
Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного
произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные
характеристики главных и второстепенных героев; творчески интерпретирует
единицы сюжета на основе литературного произведения; умеет
пересказывать произведения от разных лиц, используя языковые и
интонационно-образные средства выразительности речи.
Средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного
произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных
героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе
использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения,
образные выражения).
Низкий уровень (1 балл): понимает содержание произведения;
различает главных и второстепенных героев; затрудняет выделить единицы
сюжета; пересказывает произведения с помощью единицы сюжета;
пересказывает произведение с помощью педагога.
Эмоционально-образное развитие
Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и
инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере
героев, использует различные средства воспитателя.
Средний уровень (2 балла): владеет знаниями о различных
эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя
мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности.
Низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния и
характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами
мимики, жеста, движения.
Навыки кукловождения
Высокий уровень (3 балла): импровизирует с куклами в работе над
спектаклем.
Средний уровень (2 балла): использует навыки кукловождения в работе
над спектаклем.
Низкий уровень (1 балл): владеет элементарными навыками
кукловождения.
Музыкальное развитие
Высокий уровень (3 балла): импровизирует под музыку разного
характера, создавая выразительные пластические образы; свободно
подбирает музыкальные характеристика героев, музыкальное сопровождение
к частям сюжета; самостоятельно использует музыкальное сопровождение,
свободно исполняет песню, танец в спектакле;
Средний уровень (2 балла): передает в свободных пластических
движениях характер музыки; самостоятельно выбирает музыкальные
характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из
15

предложенных педагогом; с помощью педагога использует детские
музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение,
исполняет песню, танец;
Низкий уровень (1 балл): затрудняется в создании пластических образов
в соответствии с характером музыки; затрудняется выбрать музыкальную
характеристику героев из предложенных педагогом; затрудняется в игре на
детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю.
Основы коллективной творческой деятельности
Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность
действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над
спектаклем.
Средний уровень (2 балла): проявляет инициативу и согласованность
действий с партнерами в планировании коллективной деятельности.
Низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех
этапах работы над спектаклем.
Результаты отслеживаются и фиксируются в таблице:
Группа ____________возраст______год обучения

_

Направление деятельности

ФИО
ребёнка

Основы
театральной
культуры

Речевая
культура

Эмоциональнообразное
развитие

Навыки
кукловождения

Музыкальное
развитие

Основы
коллективной
творческой
деятельности

Мониторинг предметного результата освоения программы
Период

группа

Количество
респондентов

низкий

сентябрь
декабрь
май

16

Уровни ЗУН (кол-во и %)
средний
высокий

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
открытое занятие для родителей, выступления на мероприятиях ДОУ №11.
2.3. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации дополнительной общеобразовательной программы
используется музыкально-физкультурный зал, ноутбук, мультимедийное
оборудование, колонки, спортивный инвентарь.
Перечень инвентаря, используемого в программе:
№ Наименование
Штук
1 Интерактивная доска/проектор
1
2 Костюмы для театрализации
89
3 Световые атрибуты
35
4 Бутафория для постановок
50
5 Ширма
3
6 Куклы перчаточные
20
7 Куклы пальчиковые
30
8 Маски
25
9 Шумовые музыкальные инструменты
50
10 Гимнастический коврик
20
Кадровое обеспечение
Реализацией дополнительной общеобразовательной программы
занимается педагог дополнительного образования, имеющий педагогическое
образование и документ, подтверждающий право осуществления
дополнительного образования детей. Учебный план дополнительной
общеобразовательной
программы
подразумевает
интегративное
взаимодействие
на
занятиях
со
специалистами
дошкольного
образовательного учреждения: музыкальный руководитель (музыкальная
импровизация,
музыкально-ритмические
движения,
музицирование),
учитель-логопед (чистоговорки и логоритмика), педагог-психолог (арттерапия, нейробика, релаксации), воспитатель (заучивание текста к
упражнениям, постановкам), инструктор по физической культуре.
Информационное обеспечение
Для
информационного
обеспечения
реализации
программы
используются информационные источники: учебно – методические пособия
(методические разработки занятий и дидактических игр).
Аудиоматериалы: музыка для театральных этюдов, релаксации,
упражнений.
Видеоматериалы: видеофрагменты из сети интернет и личного
авторства с фрагментами упражнений, фрагментов упражнений,
танцевальных, музыкально-ритмических упражнений, видео постановок.
1. Слайд-шоу: продукты Power Point, Photodex Proshow Producer, Movavi
Slideshow Maker для создания игровых занятий, занятий по
просветительской направленности, открытых занятий.
17

2. Интерактивные пособия онлайн-сервисов Learnis, LearningApps,
Стендовый материал: памятки для родителей, правила поведения в
зале, расписание занятий.
Дидактические пособия: материалы мониторинга художественноэстетического развития, сценарии игр, театрализованных постановок
сюжетных занятий, иллюстрации, рисунки, с изображением выполнения
упражнений.
2.4. Методические материалы
Методическое обеспечение с использованием которого проводятся
занятия по дополнительной общеразвивающей программе:

Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду».

Гончарова О.В. и др. «Театральная палитра: Программа
художественно-эстетического воспитания».

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии.

Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.

Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как
средство воспитания.

Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчестводети»

Сорокина О.В. , Шапарь М.Г. Программа художественноэстетического развития дошкольников средствами театральной деятельности
«Чудеса за кулисами».

Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и
логопеда.

Чистякова М.И. Психогимнастика.
2.5. Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
2 год

Дата
начала
занятий
01.09.
01.09.

Дата
окончания
занятий
31.05.
31.05.

Количество
учебных недель

Количество
учебных часов

Режим
занятий

36
36

72
72

Очный
Очный

Режим работы учреждения: 5 дней в неделю с понедельника по
пятницу с 7.30 до 18.00;
Выходные: суббота, воскресенье.
Праздничные дни: 4 ноября, 31 декабря – 9 января, 23 февраля, 7-8
марта, 1-3 мая, 9-10 мая.

18

Список используемых источников
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»
3. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2006.
4.

Буренина

Учебнометодическое

А.И.

"Ритмическая

пособие

по

пластика

программе

для

дошкольников"

"Ритмическая

мозаика".

СанктПетербург. "Детство-пресс". 1999
5.

Гончарова

О.В.

и

др.

Театральная

палитра:

Программа

художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
6. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ
Сфера, 2011.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь,
2005.
8.

Иванова

Г.П.

Театр

настроений.

Коррекция

и

развитие

эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий
2003”, 2006.
9. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство
воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
10. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.:
Просвещение, 1969.
11. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и
сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
12. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия
развития, 2001.

19

13. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие
для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
14. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ
Сфера, 2001.
15. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. –
М.: АРКТИ, 2001.
16. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в
детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
17. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. - Ростов н/Д.: Феникс,
2008.
18. Скурат Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с
детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007.
19. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и
логопеда. - СПб.: Речь, 2007.
20. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: ТЦ
Сфера, 2008.
21.

Толченов

О.А.

Сценарии

игровых

и

театрализованных

представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.
22. Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки,
песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО –
ПРЕСС”, 2006.
23. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.
24. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические
рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
25. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий
с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».